Досудебный порядок – это стадия, на которой стороны пытаются самостоятельно договориться и решить спор без обращения в суд. Нарушителю направляется досудебная претензия – письмо, в котором подробно изложены требования.
Направляя досудебную претензию, мы говорим нашему контрагенту: «Дорогой друг, ты не выполнил своих обязательств, и я понес убытки. Но я готов договориться, мои требования прописаны в досудебной претензии. Если ты ничего не сделаешь, то будем разбираться в суде».
Обязанность по соблюдению досудебного порядка установлена в процессуальных законах: гражданским и арбитражным процессуальных кодексами, кодексом административного судопроизводства, а также по некоторым сферам: финансовые услуги, туризм и т.д. С полным списком сфер деятельности, по которым закон требует соблюдение досудебного порядка, можно ознакомиться здесь.
Кроме законов, досудебный порядок урегулирования спора прописывают почти во всех гражданско-правовых договорах. В них указывают порядок направления претензий и устанавливают срок, в течение которого нужно ответить на претензию.
Есть некоторые сферы, в которых не устанавливается досудебный порядок, например, в Законе о защите прав потребителей. При нарушении прав потребитель может сразу обратиться в суд.
Когда исковое заявление поступает в суд, судья смотрит, соблюден ли истцом досудебный порядок урегулирования спора. Если нет или не приложены документы, подтверждающие его соблюдение, то суд иск рассматривать не будет и вернет его – это прописано в ст. 135 ГПК РФ, ст. 129 АПК РФ.
Претензия составляется в свободной форме. В своей работе мы придерживаемся следующей структуры претензии: введение, описание, просительная часть, приложения.
Введение. Кому, куда, от кого, контакты для связи. Далее по середине пишем название документа.
Требований к названию нет. Можно использовать и такие: уведомление о нарушении обязательств по договору, досудебная претензия, требование, предбанкротное или предсудебное письмо, досудебная исковая претензия. В нашей практике встречались и такие названия претензий: «гневное письмо», «благодарность за негативный опыт».
Описание. Вводим контрагента в контекст. Пишем в каких правоотношениях мы состоим, кто что должен был сделать и кто не исполнил своих обязательств. Указываем какие пункты договора нарушены и приводим доказательства. Если требуем деньги и проценты, то составляем расчет сумм.
В просительной части пишем что мы хотим от нарушителя: вернуть деньги, передать товар или совершить какие-то действия, чтобы прекратить нарушение наших прав.
Приложение к претензии – это часть, где мы прилагаем копии документов для подтверждения нашей позиции. Это могут быть копии договора, переписка, чеки, платежные поручения и другие документы.
Профессиональные юристы, кроме пунктов договора, указывают какие статьи закона нарушены, и приводят судебную практику в обоснование своих доводов. Грамотно составленная претензия – это уже на 90% готовый иск – не нужно делать двойную работу.
Претензию с приложенными к ней документами рекомендуем направлять почтой России ценным письмом с описью вложения. Опись заполняется в двух экземплярах. В ней указываются наименования документов, которые кладут в конверт.
После отправки письма отправителю выдают один экземпляр описи с печатью почтового отделения, заверенное подписью почтальона, а также почтовую квитанцию с трек-номером, по которому можно отследить движение письма и установить когда оно было вручено.
Эти документы понадобятся, чтобы подтвердить суду соблюдение досудебного порядка. К иску нужно приложить копию досудебной претензии, копию описи вложения ценного письма, чек об отправке и отчет об отслеживании почтового отправления.
Претензия направляется по юридическому адресу компании. Адрес расположения офиса компании и юридический адрес могут отличаться. Проверить юридический адрес компании можно на сайте налоговой службы по ИНН компании.
У индивидуальных предпринимателей нет юридического адреса. ИП регистрируется в налоговой службе по месту прописки. Чтобы узнать адрес проживания ИП, обратитесь в налоговую с заявлением о выдаче сведений из ЕГРИП (единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей). Для этого потребуется указать ИНН предпринимателя или его номер в ЕГРИП. Сведения предоставляются в течение 5 рабочих дней, и оплачивается госпошлина – 200 рублей. Налоговая может предоставить срочную информацию на следующий рабочий день, госпошлина составит 400 рублей.
Срок для ответа на досудебную претензию обычно устанавливается договором, в среднем – от 5 до 30 дней. Если срок в договоре не установлен, то можно обратиться в суд по истечении 30 дней с момента направления претензии. Это прописано в ст. 4 АПК РФ.
Перед тем как обратиться в суд, нужно соблюсти досудебный порядок. Необходимо составить досудебную претензию.
В претензии указываем суть нарушения и формулируем требование к нарушителю. К претензии прикладываем доказательства нарушения. Чем больше аргументов, тем выше вероятность, что нарушитель не захочет разбираться в суде.
Претензия направляется на юридический адрес компании или если в договоре прямо указан адрес для обмена корреспонденцией, направляем на него. Адрес ИП можно узнать в налоговой.
Надежнее направлять претензию нарушителю почтой России ценным письмом с описью вложения. Почтовые чеки и квитанции прикладываем к иску. Это и будет подтверждением о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.
Подписывайтесь на наш канал. Помогайте себе и своим близким.