Банк и коллекторы имеют право звонить в течение 4-х месяцев с момента возникновения просрочки по платежу. По истечении четырех месяцев звонки можно прекратить. Предлагаем пошаговую инструкцию, как это сделать.
Шаг 1. Узнать, кто звонит
Звонить должнику может представитель банка или коллекторское агентство, которое действует по поручению банка. При звонке они обязаны представиться. Эта информация необходима, чтобы знать, кому направлять заявление.
Шаг 2. Составить заявление
1. Укажите организацию: банк или коллекторское агентство. Желательно направить заявление сразу всем адресатам.
Заявление нужно назвать следующим образом: «Заявление должника об отказе взаимодействия с кредитором и (или) лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах».
2. Укажите ФИО заявителя, паспортные данные, адрес места жительства, контактные данные: телефон или электронная почта.
3. Укажите все номера телефонов, на которые поступали звонки от банка или его представителя.
4. Первый пунктом заявления заполните данные кредитного договора: номер, дата и номер счета. Размер задолженности указывать не требуется.
5. Второй пункт заявления начинайте так: «Сообщаю об отказе от взаимодействия со мной способами, предусмотренными п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 4 ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»».
6. Укажите дату заявления и поставьте подпись.
Шаг 3. Отправка заявления.
Заявление рекомендуем отправлять в банк и коллекторам. Заявление направляется Почтой России, ценным письмом с описью вложения. Таким способом будет легче доказать, что в конверте было отправлено заявление об отказе от взаимодействия и вы не выслали пустой конверт.
Помимо почтового отправления, заявление можно отправить через нотариуса. Нотариус удостоверит вашу подпись и направит заявление через систему электронного документооборота. Обратите внимание, услуги нотариуса платные.
Несколько уточнений по форме и содержанию заявления:
- К форме и содержанию заявления существуют требования. Они установлены в соответствии с Приказом ФССП России от 18.01.2018 № 20 «Об утверждении формы заявления должника об осуществлении взаимодействия с кредитором и (или) лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, только через представителя либо об отказе от взаимодействия».
- Несоблюдение данных требований будет означать, что заявление не было подано или является недействительным, поэтому и звонки из банка не прекратятся.
- Заявление об отказе от взаимодействия с кредитором можно подать не раньше, чем через 4 месяца с момента возникновения просрочки по платежам. Заявление, поданное раньше этого срока, считается недействительным. Информация об этом указана в ч. 6 ст. 8 ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»».
Когда коллекторы снова смогут начать звонить должнику?
После того как банк или коллекторы получили ваше заявление, как правило, звонки прекращаются на третий день. Однако следует понимать, что коллекторы могут возобновить звонки.
Сначала коллекторы должны обратиться в суд с заявлением о взыскании долга. После вынесения судом решения или судебного приказа о взыскании долга действие заявления должника приостанавливается на два месяца.
Таким образом, после решения суда у коллекторов будут все основания звонить должнику и требовать оплаты долга в течение двух месяцев. Затем звонки должны прекратиться. Если звонки не прекращаются, на действия коллекторов можно будет подать жалобу в службу судебных приставов.
Образец заявления для прекращения звонков коллекторов: